"Я всегда твердил, что судьба – игра <…>
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь и уже не буду. <…>
Я сижу у окна, обхватив колени
В обществе собственной грузной тени <…>
Я сижу в темноте. И она не хуже
В комнате, чем темнота снаружи".
Эти строчки И.Бродского описывают хорошо знакомое мне переживание. Тишина, пустота и одиночество. ПУСТОТА.
Всепроникающее внутреннее опустошение - частая жалоба среди клиентов психологической консультации. Кто-то приносит свою пустоту с собой, а кто-то сталкивается с ней уже в кабинете психолога. Я уверен, что в каждой «душе» есть такие «пустоты» и каждый хоть раз испытывал опустошение. Но поступаем с этим чувством мы по-разному. Кто-то избегает, считая его страшным и невыносимым: «Я это не переживу». Другой капитулирует перед пустотой, впадает в депрессию: «Я ничего не смогу с этим поделать. Ничто не имеет смысла». Пользуясь образами Бродского, такой человек переносит пустоту снаружи внутрь. Иные компенсируют это чувство в хаотичном «самозаполнении» своей пустоты случайными объектами: работа, прогулки, выпивка, наркотики, случайные компании и отношения. Компенсация опустошения заставляет человека не быть там, тем и с теми, с кем хочется. Опустошение страшно именно оттого, что совершенно не ясно, чего я хочу. Желаний нет.
Заметить признаки внутреннего опустошения можно в разных жалобах: «не нахожу себе места», «я чувствую, что достиг дна», «ничего не хочу», «не хочу даже говорить».
Логично предположить, что опустошение – утрата чего-то. Когда в кувшине нет камней это не то же самое, что нет воды. В этом состоянии человек теряет что-то, что имел ранее, либо сожалеет о том, чего никогда не имел. Этим опустошение сродни ностальгии. «Наполнитель» внутренней пустоты может быть разным. В своей практике я встречал такой интересный феномен: человек жалуется на опустошение, т.к. потерял привычные чувства или навязчивые мысли. При ближайшем рассмотрении такое опустошение больше похоже на облегчение. Бывает, что мы тоскуем по старым моделям поведения или удобным и таким родным «невротическим привычкам».
Например, если вы научились принять ответственность за свою жизнь, вам может очень не хватать обвинений окружающих или обстоятельств. Ведь придется заняться чем-то другим, новым и непривычным. Если вы осознали, что в ваших силах многое изменить самостоятельно, то вам будет трудно перестать ждать «хорошей погоды». Если перестали бояться потерять работу, которая для вас невыносима, вам будет трудно выйти из сложившихся на этой почве отношений в коллективе и изменить свою социальную роль. Часто опустошение говорит об изменениях в вашей жизни и необходимости пробовать новые модели поведения, мышления, искать новый эмоциональный опыт.
В научной психологии этот феномен описан через понятие фрустрации: переживание неопределенности. В ходе психотерапии фрустрация и опустошение – не просто нормальное переживание, но и свидетельство глубоких личностных изменений. Такое опустошение хорошо для тех, кто в силах его перенести. Я имею в виду клиентов с суицидальным риском и пограничной организацией личности. В этих случаях опустошение чаще всего ассоциируется с личным крахом и требует осторожного сопровождения специалиста, активной помощи в совладании с этим тяжелым чувством. Опустошение характерно для всех, и часто граничит с облегчением, но вот способность вынести это у всех разная. Даже есть такой термин: «низкая фрустрационная толерантность».
Если вы переживаете внутреннюю пустоту и одиночество, присмотритесь, возможно, вы только избавились от чего-то очень тяжелого в вашей жизни и вам стало непривычно легко идти дальше. В любом случае важно разобраться, на месте чего образовалась внутренняя пустота.
Я не призываю к позитивной переоценке внутренней опустошенности. Это было бы ошибкой и введенем в заблуждение. Опустошение нуждается в исследовании. Не следует капитулировать перед этим чувством, компенсировать его или избегать. Посмотрите в лицо внутренней пустоте! Бродский нашел для этого отличные слова!
Comments